Не секрет, что демографическая ситуация в нашей стране оставляет желать лучшего, с 1991 года и по сей день смертность превышает рождаемость. В связи с этим вопросы миграции имеют важное значение, но их реализация в нашей стране имеет существенную специфику. В данной области мы идем своим особенным путем.
За весь постсоветский период (данные по 2013 год) российское гражданство получили 5,8 млн. человек через органы ФМС России (ранее органы МВД) и 2,2 млн. через российские загранучреждения. При этом в 99,9% случаев применялся упрощенный порядок, причем мигрантам достаточно было прожить в нашей стране не более 2 лет, а до 2011 года гражданам Беларуси, Казахстана и Киргизии было достаточно 3 месяцев (сейчас полтора года). Хотя общий порядок предусматривает проживание не менее 1 года по временному разрешению и 5 лет по виду на жительство.
За рубежом фактическое получение гражданства возможно только при проживании на территории страны в течение 5-10 лет. В России же появляются все новые возможности для ускоренного получения гражданства иностранными гражданами. Так, с апреля 2014 года носителям русского языка в случае отказа от прежнего гражданства российский паспорт может быть выдан через 3-5 месяцев после получения вида на жительство (общее время ожидания в этом случае составит не более 2 лет).
Многие эксперты считают, что российская практика предоставления гражданства иностранным гражданам требует серьезного пересмотра. Новые законодательные акты еще более ускоряют процесс получения гражданства, отдаляя принципы нормальной селекции от требуемого уровня. Конечно, миграционная привлекательность страны очень важна для решения демографической проблемы, но недаром в большинстве зарубежных стран, население которых также убывает, к данному вопросу относятся намного щепетильнее.